0

Каталонская карта и святой Матфей

Автор: Editor от 9-08-2013, 18:52

                      Каталонская карта и святой Матфей

 

   Несколько лет назад не было средств массовой информации Кыргызстана которые бы не писали о том как на Иссык-Куле было  обнаружено  местонахождение древнего монастыря,  в котором, якобы, хранилось тело апостола и евангелиста святого Матфея, ученика Иисуса Христа, которому принадлежит авторство первого святого Благовествования.

   Особый ажиотаж был в 2003 году во времена приезда американского авантюриста, бывшего дессидента Сергея Мельникова, заручившегося поддержкой правительства и митрополита Среднеазиатского и Бишкекского и обещавшего найти несторианский монастырь и клад то ли самого Чингизхана, то ли монахов несториан.

Права и полномочия, вместе с солидной метериальной поддержкой С. Мельников получил немалые, но монастыря так и не нашли, равно как и пресловутого клада Чингизхана, хотя земли было перерыто немало. Спустя почти десять лет Интернет вновь пестрит сообщениями, что известный экстремал, морской путешественник Фёдор Конюхов, принявший монашеский сан, осенью этого года собирается приехать на Иссык-Куль для поисков несторианского монастыря и мощей апостола и евангелиста святого Матфея.  

     Давняя, полузабытая тема заставила, в связи с предстоящими новыми поисками мощей св. Матфея полистать свои архивы и найти проведённые ранее расследования, о них и пойдёт речь….

    Евангелие от Матфея считается всеми христианами наиболее точным и, стало быть, самым правильным изложением всех наставлений, проповедей и деяний Христа.  В конфессиональных спорах  Евангелие от Матфея это суд  последней инстанции. 

Тогда же  Интернет,  разнёс уже по всему миру весть, что в Тюпском районе, на северном берегу Иссык-Куля, недалеко от села Курменты, на берегу озера, а именно на полуострове Заячий, найдена пещера, в которой якобы, некогда жил апостол и евангелист святой Матфей. Потом последовали уточнения и разъяснения о том, что в средние века на Иссык-Куле был несторианский монастырь, в котором находилось тело? или мощи? апостола и евангелиста святого Матфея. Что послужило основанием для утверждения, что:

       а) 2000 лет назад в пещере жил апостол и евангелист Матфей, могло ли это быть?  

       б) в более поздние времена на полуострове был несторианский монастырь, основанный выходцами из Армении, и в нём были мощи святого Матфея апостола и евангелиста, так ли это? 

       в) возможна и третья версия, не имеющая никакого отношения ни к апостолу Матфею, ни к армянским монахам, ни к несторианам. 

      Начнём с первого, мог ли быть с проповедями, в частности на Иссык-Куле,  2000 лет  назад,  или около того,  апостол и евангелист святой Матфей?

      Однозначно нет!

      В православном календаре чётко и ясно сказано…»Святой апостол и евангелист Матфей, именуемый также Левием (Мк.2,14; Лк. 5, 27), апостол из двенадцати (Мк. 3, 18; Лк. 6, 45; Деян. 1, 13), брат апостола Иакова Алфеева (Мк. 2, 14). был мытарем, то есть сборщиком податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9, 9), оставил свою должность и пошёл за Спасителем. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей, изменников родины и религии. Слово «мытарь» звучало для иудеев так же как слова «грешник» и «идолопоклонник». Говорить со сборщиком податей считалось грехом, общаться с ними – осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь «пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). Матфей, осознав свои грехи, вчетверо возместил тем, кого прежде обирал, роздал остальное своё имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел творимые им его чудеса, ходил вместе с двенадцатью Апостолами с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10Ю 6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

       Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале восемь лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далёкие страны, по просьбе иудеев, оставшихся в Иерусалиме,  апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Иисуса Христа и Его Учение.

       Святой апостол Матфей обошёл с благовестием Сирию, Мидию, Персию, Парфию.  Вместе с апостолом Марком они отправились в Африку.

      Апостол Марк остался в Египте, где основал Коптскую церковь Христову, апостол Матфей ушёл ещё дальше, в верховья Нила, в Эфиопию, где и нашёл свою кончину».

       Православный календарь, надо полагать, издаётся в России с благословления и под контролем Священного Синода, источник достоверный и авторитетный, потому информация,  имеющяяся в интернете, о том, что Святой Матфей, якобы, нашёл свою мученическую кончину в Сирии, Персии или других странах  относится к недостоверной, почерпнутой из  некомпетентных источников.

       Коптская христианская церковь, основанная апостолом Марком в Египте, действует и сегодня, в её рядах более трёх миллионов прихожан. Что же до Эфиопии, то, как говорят, это первое в мире государство, в котором христианство стало государственной религией, в числе её первых прихожан стал правитель этой страны и его семья. Согласитесь, в языческой стране, чтобы возобладало христианство, проповеднику нужно было проявить незаурядные дарования,  и они проявились, такое было доступно только очень сильной, и очень грамотной личности, а таковым и был апостол Матфей.

       Каким же образом его мощи могли оказаться на Иссык- Куле, и могло ли такое быть? Я решил провести своё собственное, независимое расследование исходя из логики, на основе тех немногих исторических фактах имеющихся в общей доступности и соотнося их с тем, что можно увидеть на местности, о которой идёт речь.

Решение этого вопроса надо начинать, по всей видимости, с детального изучения Каталонской карты обнаруженной   Семёновым Тянь Шаньским  в одном из музеев Европы, где он был незадолго до путешествия в Среднюю Азию по поручению Географического общества России.

 

     Что же представляет, из себя, эта пресловутая Каталонская карта, наделавшая столько шума и до сих пор будоражащая умы и провоцирующая на создание экспедиций, организацию поисков с криминальным подтекстом?  Какое отношение она имеет к несторианскому монастырю? Был ли он на северном берегу? Могло ли быть в нём тело или мощи святого Матфея? Что представляет из себя пещера на полуострове Заячий? Или Светлый мыс? Если там был монастырь, был ли он несторианским?  И мог ли знать  весь христианский мир, как некоторые утверждают, что где-то, в самом центре Средней Азии, на берегу голубого Иссык-Куля, покояться мощи Апостола и Евангелиста святого Матфея?     

      Рубен Атоян, картограф, художник, кандидат технических наук, человек увлечённый историей картографии и географии уделил немало времени изучению Каталонской карты. Результатом его поистине кропотливого научно обоснованного исследования стала изученная до мелочей биография  Каталанской карты. Изготовленная в 1375 году испанским придворным мастером картографии и бусолей Авраамом Крескесом по заказу короля Петра Арагонского, она предназначалась в качестве подарка французскому монарху Карлу 5. Так карта попала во Францию, где и хранится по сегодняшний день в Париже в национальной библиотеке. Безусловно, её копии имеются и в других музеях европейских государств. Каталонская карта оригинал,  была исполнена на шести листах пергамента закреплённых на деревянных панелях каждая размером шестьдесят пять на пятьдесят сантиметров. Таким образом, общий размер карты составлял квадрат размером шестьдесят пять сантиметров на триста. Позже, карта была разрезана на части и собрана в один атлас из двенадцати страниц. На четырёх  страницах были изложены космографические и навигационные сведения тех лет, поясняющие общую концепцию понимания мироздания. Здесь же были и данные о календаре, солнце и луне, звёздах и планетах, приливах и отливах и знаки зодиака. На остальных страницах была изображена карта  земель известных  картографам средневековья. По тем временам Каталонская карта была уникальным документом, в ней впервые была представлена ценнейшая информация об азиатском материке, где находились богатая пряностями Индия, Китай с его шелками и фарфором и ещё многих других стран, о которых жители Европы до того и не подозревали.  Позже Каталонскую карту назовут «наиболее полной картиной географических знаний» до эпохи Великих географических открытий.

     Карта показывала, что на Иссык-Куле в ту пору жили христиане,  и даже на одном из берегов был христианский монастырь. На Каталонской карте небольшим овалом, мало похожим на оригинал, изображено озеро Иссык-Куль и на южном берегу храм с двумя башнями и крестами на них. Рядом на каталонском диалекте испанского языка надпись: «Lo loch guis assella Yssikol. En aguest loch es l monesstir de frares ermonians, ot Segons gues diu, es lo cors de sent Mathi apostul e evangelista». – Место, которое называется Иссиколь.  В этом месте монастырь братьев армян,  в котором есть, говорят, тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста». 

Теперь понятно, откуда взялось утверждение, что на Иссык-Куле находятся мощи или тело сподвижника Иисуса Христа.  Выше мы привели убедительные доказательства о том, что апостол Матфей никогда не был на Иссык-Куле.  И потому речь идёт в Каталонской карте только о мощах, а это может быть всего лишь две-три косточки от тела святого или, что либо, из его личных вещей. Это естественно.  В те времена монастыри всегда стремились обрести какую либо реликвию, лицезреть которую и приложиться к ней стекалось множество верующих, что, естественно, приносило немалый доход, это же неистребимое желание было и у простых верующих причём, первые имели в этом значительно большие возможности и порой не жалели никаких средств  для обретения святыни. Откуда и как попали мощи святого Матфея в тот несторианский монастырь, теперь мы, наверное, точно, никогда уже не узнаем, а вот были ли они там вообще? Скорее всего, были!  Вот здесь ещё один вопрос получает логическое завершение. А именно, в том монастыре было тело или мощи? Вопрос принципиальный, ибо уже проскальзывали утверждения, что святой Матфей нашёл мученическую кончину на Иссык-Куле и погребён был в армянском монастыре на берегу озера. Правильно читать на Каталонской карте надо не тело, а мощи, для этого надо правильно читать и переводить текст на карте. В противном случае, если бы речь шла о теле, Ватикан бы воспротивился, ибо у католиков своя версия и уверенность в местонахождении тела святого Матфея и они не позволили бы иной трактовки. А мощи святого, как уже было сказано, может быть только малая частица его тела, волосы, фаланга пальца, личные вещи и т.д.   Это, кстати, ещё и ответ на утверждение некоторых высокопоставленных лиц духовного звания, что якобы весь христианский мир знал о том, что на Иссык-Куле находится тело святого Матфея. Отсюда возникает резонный вопрос, что, лютеране, католики, протестанты и иные верующие в Христа, кроме православных, не являются христианами только потому, что уверены, что мощи святого Матфея находятся в Италии?

Но продолжим расследование по первому вопросу.

Мы уже знаем, что карта предназначалась в подарок французскому королю и сомнительно, чтобы тогда Крескесы рискнули предложить не достоверную информацию.  И, хотя в надписи есть подстраховывающее слово «говорят», шутить с именем самого почитаемого святого никому бы не пришло в голову, её можно было за это легко потерять, а тем более еврею. Святая инквизиция в Испании была легка на подъём и подобного шутника очень быстро возвели бы на костёр. Значит, это должна быть информация из заслуживающего доверия источника, кто это мог быть? Первым на ум приходит имя Марко Поло. Тогда картографами средневековья для составления карт восточной и юго-восточной Азии использовались его описания пути в Китай, использовались также и записи еврейских раввинов-путешественников и миссионеров. Крескесы имели возможность получать необходимую информацию  непосредственно из архивов католической церкви. Папский престол регулярно отправлял на Восток своих верных людей с дипломатическими и проповедническими миссиями. 

      В тринадцатом веке в Средней Азии и Китае побывали известные среди католиков  доминиканцы Симон Сан-Квентин, Андре Ланжюмо. Почти по их следам прошли францисканцы Иоанн Плано Карпини, Бенедикт Поляк, Вильям Рубрук, а в первой половине четырнадцатого века  Иоанн Мариньоли, Иоанн Монте-Корвино, Одорих Пордононе, но почему-то ни в одном из их отчётов нет ни слова о монастыре на Иссык-Куле и мощах святого Матфея. Так в чём же дело? Не было монастыря или они его просто не заметили? Возможно, дело в другом. С момента возникновения христианства церковь разделилась на католическую и православную, каждая из которых тоже неоднократно делилась и продолжает делиться. Межконфессиональные споры нередко заканчивались гонениями, уничтожением инакомыслящих, войнами.  Европа в основном представляла тогда католическую церковь, где непреложным считалось, что мощи апостола и евангелиста святого Матфея ещё в первом веке от рождества Христова попали на Апенинский полуостров, где были найдены при раскопках одного из лангобардских замков и хранятся  в соборе Сан-Матео в городе Салерно. Мог ли в этом случае, кто то из монахов-католиков всерьёз говорить о существовании ещё одного места в далёкой и языческой Азии, где якобы имеется тело апостола святого Матфея без боязни быть обвинённым в ереси? Думаю, нет, тогда для них, лучше было бы промолчать. Но ведь на карте, тем не менее, было указание на монастырь, мощи святого апостола и братьев армян!?

     Католики называющие православных армян братьями, а не еретиками, в этом, что - то есть!  Именно эти два слова, на мой взгляд, и приоткрывают завесу тайны. Здесь уже замешана политика.

     В тринадцатом веке на Кавказе складывалась довольно непростая для Великой Армении внешнеполитическая ситуация. Турецкие и Иранские войска с разных сторон теснили армию некогда могущественной Армении, где одна область за другой переходили под контроль врага. В поисках союзников Армения начинает дипломатические переговоры с Ватиканом, ведь во времена крестовых походов армяне принимали у себя крестоносцев, снабжали их оружием, продовольствием, а порой и вместе с ними принимали участие в спасении христианских реликвий. Из Ирана и Турции в Армению вынуждены были переселится  монахи францисканцы и домениканцы. Булла папы от 1318 года о перераспределении сфер миссионерской деятельности, исходя из сложившейся ситуации к тому времени,  определила создание нового архиепископата охватывающего и земли восточной Армении. В 1320 году в монастыре Апракунис была учреждена армяно-католическая конгрегация братьев унии. Потому и были названы в надписи на Каталанской карте изготовленной католиками, братьями,  Иссык-Кульские монахи-несториане, многие из которых были армянами, бывшие, когда то, для Ватикана еретиками. И тогда, исходя из логики событий тех лет,  вести о монастыре в котором, «говорят»,  есть мощи святого Матфея, могли быть восприняты за аксиому,  с оговоркой «говорят», и доведены до Ватикана, а оттуда к испанскому королю и его придворным картографам.  Только таким образом эти вести могли стать для католиков легитимными, а получить их было возможным через купцов путешествующих с товарами по Великому Шёлковому пути. Вот так информация о монастыре, братьях армянах и мощах святого Матфея, могла попасть к картографам Крескесам, посчитавших её достоверной, правда с оговоркой «говорят», что и отобразили на карте.  И вновь, исходя из логики, можно уверенно говорить, о том, как могли мощи оказаться у братьев несториан монахов. Выше я уже говорил о том, что армяне помогали в своё время, крестоносцам в их войнах на ближнем востоке и даже помогали последним в спасении христианских реликвий, среди них могли быть и мощи святого Матфея. Сегодня трудно предположить, как братья армяне оказались на Иссык-Куле, возможно, они были еретиками- несторианами и вынуждены были, спасаясь от преследования за ересь инакомыслия уйти в места, где более терпимо относились к различным религиозным мировозрениям.  Но главное в этом то, что они были, и была реликвия!

      Важным в этом исследовании является определение местонахождения армянского монастыря.  С чьей то подачи пошло гулять утверждение, что армянский монастырь был именно на северном берегу. Это дало возможность  буквально «за уши» притягивать к Курментинскому региону все более или менее значимые исторические события и объекты, порой даже передёргивая слова известных людей, лишь бы придать достоверность  теории, что все исторические нити сосредоточились на Светлом мысу.  Так ли это?

       Снова начнём с Каталонской карты.

       По мнению специалистов картографов, Каталонская карта была по тем временам самым правильным, достоверным и реальным документом. Даже не специалист легко определит, где юг, где север, где Индия с её слонами и где Китай с его шелками, и монастырём, расположенным на южном берегу Иссык-Куля.    Единственным аргументом у нынешних сторонников северной дислокации монастыря, это их собственное убеждение, что правильнее быть ему там, где они хотят, то есть на северном берегу. Конечно, немного сбивает с толку то, что монастырь нарисован  вверх ногами, но не логичнее ли было объяснить это тем, что озеро и монастырь одного размера и если его нарисовали бы правильно, то он закрывал бы собой озеро? Возможно как версия? Слабовато, конечно и с натяжкой, но возможно!  Но есть и другая версия.  Взгляните снова на карту и представьте себе, что Вы рисуете объекты на ней вместе с мастером. Помните размер только одного листа? Да, 65 сантиметров на 50, это как лист ватмана, и как Вам удобнее будет рисовать, на пергаменте который будет подарен французскому монарху? Да,  если лист будет лежать на столе, а мастер ходить вкруговую и рисовать, она и получится такой, какой мы  видим карту. Такая версия тоже имеет право на существование. Равно как и предположение, что картографы были просто в нетрезвом состоянии. Смешная версия, и тоже возможная!

Но к иной мысли поневоле приходишь после анализа изображения других объектов на Каталонской карте.

     Эта версия, думаю, наиболее верная.  Присмотритесь к карте, как на ней изображены города-порты  расположенные непосредственно на берегу, в частности по Персидскому заливу, на Чёрном море, в Китае, Мадагаскаре, Африке и Европе, в том числе и на реках,  и других крупных озёрах. Обратите внимание, как нарисованы значки городов портов на этих водоёмах, их легко идентифицировать с современными городами. Вот эти значки-здания и стали прообразом тех кружочков, которые мы сегодня видим на современных картах. И также как и в древности,  эти кружки-города располагают на соответствующем берегу, чтобы капитаны знали, где какие порты и на каком берегу находятся и чтобы не путались в том и люди не компетентные в географии. Потому на древних картах многие  из городов перевёрнуты вверх ногами, тем самым картограф показывает, на каком берегу непосредственно они расположены. Так тогда было принято.  Города, расположенные на некотором расстоянии от берега, находятся в нормальном положении, то есть на «ногах». А это, неоспоримо доказывает, что и монастырь, и город Сикуль были расположены на ЮЖНОМ берегу.

 

                Новая версия сторонников севера.

 

Но у сторонников  «северного расположения монастыря», возникла новая версия.  После обнаружения рукотворной пещеры на северном берегу, на полуострове Заячий, некоторые учёные стали утверждать, что он был подземным, а значит, тайным.  На карте монастырь изображён двухэтажным и нигде не сказано, что он подземный. Подземный, значит скрытый от глаз посторонних,  из опасения нападений или каких либо иных причин.  Но тому монастырю тогда ничего не грозило, потому и не было надобности его скрывать, да и смысл проповеди святого благовествования теряется, что же это за всемогущий бог если его служители-монахи, прячутся?  Наоборот, он должен быть на всеми хорошо видном месте. И ещё. Если это пещера сооружена Святым Матфеем, который якобы миссионерствовал на Иссык-Куле зачем ему было тайное укрытие да ещё и в краю славящемся веротерпимостью?!  Нет логики…….. . И ещё. Пока неизвестно ни одного случая находки, там, где все эти годы ищут монастырь, надписи, крестика или, что важнее, хотя бы одного захоронения армянских монахов.  Мне пришлось столкнуться и с придуманными вариантами, якобы случайно вскрытой могилы,  где на покойнике был крест, (по другой версии это была металлическая коробочка с крестом) который все видели, но, разумеется, непостижимым образом находка исчезла.  В то же время,  на южном берегу, в пойме реки Джууку имеются  захоронения с намогильными камнями кайраками, на которых имеются кресты и надписи, исполненные сиро-армянским алфавитом. Кстати, ещё в 1908 году  прошлого столетия, чиновник по особым поручениям Пантусов Н. Н.   отправил в Санкт-Петербург несколько сотен таких намогильных кайраков с надписями которые  по настоящее время  храняться в Эрмитаже.

     В средствах массовой информации, Интернете,  всё чаще можно прочесть ссылки на Семёнова Тянь-Шаньского якобы срочно вернувшегося из Франции (или Италии)  в Санкт-Петербург после того как обнаружил Каталонскую карту с озером Иссык-Куль,  монастырём и мощами святого апостола и евангелиста Матфея и исключительно из-за этого устремившегося в Среднюю Азию на поиски!  Тоже, версия, но довольно вольная  и абсолютно неверная трактовка цели путешествий учёного географа в Среднюю Азию,  якобы на поиски религиозных объектов.

  Увы, Вам!  Семёнов не был историком фанатично настроенным на поиск религиозных объектов. Ещё молодой, но очень способный, блистательный исследователь, географ и ботаник провёл на Тянь Шане такую работу которая произвела настоящий переворот во взглядах на эту огромную горную систему до него никем не исследованную. И не по собственной инициативе, а по поручению Российского географического общества. П.П. Семёнов обследовал  23 горных перевала, определил высоту 50 вершин.  Собрал более 300 образцов горных пород, более 1000 видов растений, в том числе много неизвестных науке форм, оформил прекраснейшие коллекции насекомых и ископаемых моллюсков, а также большой этнографический материал. Тот, кто хоть однажды поднимался на перевал, не говоря уже о вершинах, знает, что это за этим стоит, а ещё и описание всего того что он сделал и собрал, это уже титанический труд.  И всё это при остром дифиците времени, ну, а если ещё и добавить враждебные действия некоторых племён и сопротивление кокандцев, то, простите, государственные интересы для него были превыше всего.  Недаром П.П. Семёнов был избран почётным или действительным членом многих географических обществ, в 1906 году в связи с 50 летием его путешествия в Тянь Шань ему было даровано право иметь приставку к фамилии Семёнов словосочетание Тянь Шаньский.  Безусловно, цели его путешествий были совсем иными, но как христианин, он не мог пройти равнодушно мимо древнего монастыря изображённого на старинной карте.  Для него самого, для России, да и Европы девятнадцатого века это была сенсация, (вопреки нынешним утверждениям, что весь христианский мир знал, что на Иссык-Куле был христианский монастырь, а в нём мощи святого Матфея). Мусульманская Азия и вдруг христианский монастырь!  Возможно ли это?

 

    В 1855 году, только после пятой делегации Иссык-Кульских кыргыз, в первую очередь главы племени Богу, мудрейшего Бурамбая, ходатайствующих о включении их территории в состав Российской империи, ходатайство было удовлетворено.  П.П.Семёнов  с группой офицеров и солдат был командирован в этот тогда ещё никому не известный регион, как сказали бы военные, для топографической рекогносцировки на месте. Ведь главным в ходатайстве делегаций была просьба спасти кыргызское население от планомерного уничтожения их кокандцами. Остальная Киргизия тогда ещё не вошла в состав империи, это произойдёт только в 1863 году, а южные племена ещё позже. Тогда  для России  и для просвещённой Европы этот регион был большим белым пятном.

     «В тёплый вечер 14 июня 1857 года молодой русский учёный-путешественник, прибывший из далёкого Санкт-Петербурга на Иссык_Куль в поисках разгадки происхождения Тянь-Шаньских гор, стоял на мысу Кара-Булун…,  …и вглядывался в покрытое рябью зеркало залива, тщетно пытаясь в лучах заходящего солнца увидеть причудливые развалины подводного дворца. Окружавшие его местные кыргызы через переводчика рассказывали ему, что именно здесь они доставали кирпич со дна озера для своих мавзолеев-гумбезов, что именно тут на мысе разбушевавшиеся волны время от времени выбрасывают на берег старинные предметы-«дары озера». Так начинается первая глава книги В.П. Мокрынина и В.М. Плоских «Иссык-Куль»: затонувшие города, издательство «Илим» 1988 год, г. Фрунзе.  А эти авторы знают, что говорят, оба имеют непосредственное отношение к археологии,  В.М. Плоских сегодня вице-президент Кыргызской академии наук.

      Многократные изучения и исследования местности от Тосора до Джеты-Огуза, предполагаемой для местонахождения несторианского монастыря убедили в правильности гипотезы П.П. Семёнова о возможном местонахождении христианской обители.

      Анализируя  и сопоставляя факты,  я сделал однозначный вывод, на Каталонской карте, монастырь изображён верно, на южном берегу Иссык-Куля, а не находят его потому, что во-первых, все загипнотизированы чьей то несуразной версией о его расположении на северном берегу, во-вторых потому, что он, точнее его остатки, у всех на виду, потому  никто его не видит.

Многолетние поиски его и других исторических объектов, позволяют с уверенностью на 98% говорить о определении  его  дислокации и города Сикуль.  А вот, то, что несторианский монастырь был подземным, да ещё и на северном берегу, однозначно могу сказать, что он никогда там не был, и ниже, это будет легко доказано….  .

 

 

      И ЕЩЁ НЕМНОГО   О  ПОДЗЕМНОМ   МОНАСТЫРЕ

     

      Так вот  о пещере-подземелье  на Светлом мысу или полуострове Заячий… . 

Это тот случай, когда вспоминаются слова Дерсу Узала: «Глаза есть, посмотри нету!»

     Кто то, безоговорочно верит, что это был именно армянский монастырь тринадцатого-четырнадцатого веков. Находят  большое сходство с подземными монастырями средневековой Армении. Увы, вам!  Смотришь в Интернете как одни слепо верят, и более того, пытаются уверить и  других в том, что не имело место никогда, другие, повторяют, добавляют отсебятину,  и от этого отупизма, просто оторопь берёт!  Думаю, что здесь, ещё и имеет место  желаемое выдать за действительность, пользуясь недостоверной или придуманной информацией изобретённой недобросовестными людьми в  меркантильных интересах.  Бог им судья.  Предоставим им, ну на худой конец, чтобы было чем скрыть свою некомпетентность,  модным сейчас  выражением: «мы добросовестно заблуждались….».

Примером тому служит привлечение в качестве свидетеля Александра Кораблёва, жителя города Каракол, по старому Пржевальска, который якобы в детстве  в этой пещере со своими сверстниками,  для достоверности, названной подземным  монастырским комплексом,  играли в «казаки-разбойники», бегая по всем его трём этажам.

     Александр, конечно же, отрицает свои игры в пещере и удивлён ссылке на него как на свидетеля. Потом, чуть позже, появился некий учитель рисования, который из школы в селе Курменты, водил учеников в эту пещеру на плинер. Учитывая, что  это по прямой более восьми километров в одну сторону, вряд ли родители благосклонно отнеслись бы к таким походам на плинер.  А один «батюшка», нарушая тайну исповеди (если таковая была), утверждал, что некая прихожанка, ему на исповеди, рассказала, что некогда, видела как монах нырял в пещеру….. она была подводной и там же, где учитель рисования плинерил…. !  Воистину, про всяких монахов слышали люди, но вот, что на Иссык – Куле жили подводные монахи Ихтиандры, до такого и маститые фантасты ещё не додумались!

Ну так хочется чего нибудь «доказательного» придумать...

      Одно достоверно, в пятидесятых годах в этом подземелье, действительно летом, то ли жил, то ли бывал временами, монах,  почтенного возраста старик, к которому  обращались за благословением,  уважительно называя его «Отче».

       Возможно, это был бывший монах Свято-Троицкого монастыря, вернее оставшийся монахом своей обители, и нашедший умиротворение в этой освященной и намоленной пещере, отец Ираклий, уцелевший после известных событий 1916 года.

Зимой он жил в селе Ананьево, а летом уходил в скит, та пещера, возможно, и была его скитом. Отец Ираклий умер в 1957 году, был похоронен на сельском кладбище в селе Ананьево, недавно канонизирован в святые. Его тело перезахоронено на территорию Свято-Воскресенского собора города Бишкек, который ранее был городом Фрунзе.

      Так что же, из себя представляет эта пещера?

Идею называть её пещерным комплексом, считаю не совсем удачной. А вот выяснить когда и кем она была выкопана, ибо она полностью рукотворна, для чего её выкопали, и кто в ней жил, было бы не лишним, коль вокруг неё разгораются такие нешуточные страсти, такие, знаете ли, драмы, что, собственно говоря, и создало вокруг неё эдакий запутанный авантюристический сюжет!

       Конечно же, некоторые, в первую очередь пытаются сделать творцами-первообладателями этой пещеры несторианских монахов в 13-14 веках живших на Иссык-Куле. Так ли это?

На прилагаемой фотографии сегодняшних дней хорошо виден урез воды озера, (сегодня это 1604 метра ),  высота холма в котором выкопана пещера и несколько человек пришедших посмотреть на неё. Если взять средний рост человека 170 сантиметров, то с погрешностью в 50-70 сантиметров можно определить, что вершина холма над урезом воды примерно 580-630 сантиметров, запомним, ибо это весьма существенно, так как определяет примерную дату появления пещеры.

                                               

 

      Вновь обратимся к авторитету академика Плоских В.М.

 В книге «Иссык-Куль» затонувшие города, страница 161, приведено следующее свидетельство:  «А.В. Шнитникову, одному из видных физико-географов страны, удалось доказать, что уровень озера подвержен крупным длительным колебаниям, которые непосредственно связаны с общими многовековыми климатическими изменениями в северном полушарии. Учёный установил несколько фаз максимального подъёма (трансгрессии) и максимального падения (регрессии) уровня воды. Период между двумя самыми мощными трансгрессиями, по Шнитникову, равен примерно 1850 лет. Одна из них была где-то на рубеже новой эры, другая - на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков. В последний период уровень воды в Иссык-Куле был на 12-13,5 метров выше современного, и часть своих вод через проток Кутемалды, 1617 метров (близ г. Рыбачье, ныне Балыкчы),  озеро сбрасывало в реку Чу».

      Стало быть, ещё двести с небольшим лет назад над тем местом, где сейчас находится пещера, был не менее чем 5-6 метровый слой воды,  который продержался несколько сотен лет. Может, действительно, на Иссык-Куле были ныряющие-копающие монахи-ихтиандры?

 

                СЮАНЬ ЦЗЯН СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ.....

     

       В шестом веке до Рождества Христова по территории Средней Азии проходил с проповедями о учении Будды знаменитый в те времена паломник-проповедник из Китая Сюань Цзян. Как верноподданный императора он регулярно отправлял сообщения о том, что видел и слышал. Ну там о численности армии и экономической составляющей тех государств где проходил, расстояниях между городами, горных дорогах и удобных перевалах, недовольствах жителей и иных разностях. Видимо это всё входило в обязанности паломника, но благодаря тем донесениям, мы сегодня знаем, что, тогда, в 6 веке, окружность озера была тысячу с небольшим ли. Равнинная ли, китайская мера длины, составляла 530 метров, значит, 530 километров по современному счёту, то, что с «небольшим», оставим на ошибку? бедного паломника.

Сегодня автомобильная дорога вокруг озера 440 километров, и от дороги до пещеры более десятка километров.......

Комментарии думаю излишни, но если что, то у автора есть доказательство, что и в 8 веке урез воды в озере был много выше современной дороги.

 

                Где же был урез воды Исск-Куля в 19 веке?

 

      В 1885 году на южном берегу озера волны почти достигали основания отвесных обрывов горы Шырпылдаг, её название связано с звукоподражанием приливу волн. Неоднократно бывавший там ботаник Сорокин Н. отмечал, что от Барскауна до реки Каджи дорога шла по урезу воды озера, то есть по самой кромке, и горы то отдаляются от него влево, то подходят совсем близко и упираются в волны отвесной скалой. Сегодня урез воды озера находится от горы Шырпылдаг в двухстах метрах, а по вертикали на 13 метров.

Ещё одно свидетельство.

Колпаковский Г.А. в 1870 году писал: «Кыргызы уверяют, что год от году озеро уменьшается. Манап Умбет-Али показал мне на мысе Касык-Ксенгыр ( ныне гора Пришиб) северного берега черту, по которой на его памяти ещё стояла вода; теперь она находится около двух сажень ниже (4,2 м) этой черты».

    Если пещера была выкопана в 13 веке монахами армянами в легко разрушающемся, просто под лёгким воздействии руки, слое слежавшегося песка, то за несколько столетий она должна была в воде либо обрушится, либо просто  элементарно заилится,  ведь пещера находится в устье реки, нельзя сбрасывать со счетов и то, что в озере множество сильнейших подводных течений.  Даже если предположить, что пещера, каким то сверхестественным образом не обрушилась и не заилилась, то в любом случае в ней должны были остаться следы более чем пятисотлетнего  пребывания воды. Но их нет. Значит, пещера  выкопана позже 18 века и никакого отношения к несторианским монахам не имеет, и искать там второй и третий этажи, и тем более захороненные мощи святого Матфея, ну, сами понимаете, бессмысленно.  Так кто и когда мог выкопать пещеру?

    Всё объясняется довольно просто.

 

                           Тяга к пещерокопательству.....

      По всей России в девятнадцатом веке была у народа тяга к пешерокопательству где сооружались молельни, а то и целые скиты и монастыри. Не миновало это поветрие и Иссык-Кульских крестьян.

     Пещера, в несколько меньшем варианте  вначале, как рассказал один из старейших жителей села,  была выкопана крестьянами для хозяйственных нужд, хранения продуктов питания во время сельхозработ,  незадолго до 1914 года,  когда началась ненужная для простого народа и абсолютно бессмысленная, и позорная для империи война.

     Много крестьянских сынов было отправлено на европейскую бойню и всё больше и больше приходило известий о гибели русских солдат иссык-кульцев, множилось число инвалидов этой бездарной и ненужной народу войны, всё больше и больше детей оставалось сиротами. Вот тогда то, один из местных жителей, человек весьма набожный, расширил это хранилище на берегу озера, обустроив его для себя как небольшую молельню. Позже к нему присоединились несколько жителей и монахов, которые вместе с ним находили в пещере, расширенной ими, уединение и благодать, где молились о душах умерших и просили господа о сохранении солдат ушедших на фронт и ниспослании победы русскому оружию.

Но, увы, война продолжалась и уже приближалась к границам России. Голод, безисходность, нищета от бесконечных поборов обрушилась и на окраинные территории Российской империи.

      В августе 1916 года в Средней Азии организованный разведками Германии и, увы, союзной Англии, имеющей свои колониальные интересы в Средней Азии, вспыхнул бессмысленный в своей жестокости и беспощадности бунт коренного населения. Доведённые до нищеты бесконечными поборами местных баев, царскими чиновниками,  направленная умелой рукой националистов кыргызская беднота обрушилась во время жатвы на беззащитные русские сёла, где оставались только женщины, старики и дети, большая часть которых, в результате резни, погибли.  Потом последовали ответные, не менее жестокие карательные меры царских чиновников, и вновь полилась кровь, только теперь коренных жителей. Сегодня, в том месте, где произошло первое нападение кыргыз на обоз с оружием,  стоит памятник коренным жителям, погибшим при подавлении народных волнений, но, почему-то, его нет тем русским, украинским, белорусским женщинам, старикам, детям, основным жертвам жестокого и бессмысленного бунта.  Справедливость и толерантность, если таковая есть, требует такого действа для всех ныне живущих в республике!

    Во время той жестокой резни погибли почти все монахи Свято Троицкого монастыря, что был на Светлом мысу, уцелели лишь те, кто с печальным известием ушли через горы в город Верный, ныне Алматы, да те, кто был в это жестокое время в пещере и на небольшом островке в заливе. Монах Ираклий чудом уцелел,  спрятавшись под кровлей православного монастыря.

     И если уж пещера никогда не была армянским монастырём, хранящим мощи святого Матфея, то всё равно она сослужила благое дело, став местом богослужения и сохранив несколько жизней.

    Если фотография не послужит убедительным доказательством того, что никакого подземного монастыря в 13-14 веках на Светлом мысу быть не могло, то просто включите компютер.  Откройте программу  Geogl-планета, найдите из космоса Иссык-Куль, Светлый мыс, кромку озера и прибор покажет высоту нынешней пещеры и когда вы сравните её высоту с высотой перевала Кутемалды 1817 метров над уровнем моря, тогда, как поётся в известной песне: «…. и ты поймёшь, ты всё увидишь сам!»

 

 

     P.S. Вышеизложенным,  автор не утверждает, что в 13-14 веках на Иссык-Куле вовсе не было монастыря несторианских монахов. Монастырь был, но на южном берегу озера.

 

 

                                Исследователь древних цивилизаций       В. Федько

 

 

Категория: Журнал "Тульский ARSENAL" » Общество

Уважаемый посетитель, просим Вас соблюдать правила нашего сайта.(регистрация необязательна)
Вопросы и предложения направлять по адресу: 71info@mail.ru